«Уроки общения»
«Уроки общения» — это практический курс обучения умственно отсталых детей школьного возраста основам коммуникации. Содержание предлагаемых разделов предусматривает развитие у умственно отсталых детей и подростков необходимых знаний, умений и навыков вербального и невербального общения для успешной социализации и интеграции в общество.
Цель проведения занятий — создание игровой ситуации, приближенной к естественной в жизни, стимулирующей развитие личности, поведения, активность умственно отсталых детей и подростков, и их межличностное общение друг с другом и окружающими взрослыми людьми. Материал занятий построен так, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми в зависимости от их психофизических возможностей, а также, усложняя и расширяя.
Основные задачи курса:
- воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;
- развитие у умственно отсталых детей навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими их людьми;
- обучение умственно отсталых детей речевым средствам
общения;
- формирование у умственно отсталых детей навыков
практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
- выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной адаптации и реабилитации;
— коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.
Основные формы, обучения:
— развивающие игры (подвижные, пальчиковые, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и др.);
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- знакомство с предметами, игрушками и действиями
с ними;
- рассматривание и работа с картинками, картинами, фото-
графиями;
— анализ и умение чтения рисунков, символов, пиктограмм;
- рисование и лепка;
- упражнения подражательно-исполнительского и творческого
характера;
- рассказ педагога и рассказы детей;
- беседы;
- моделирование ситуаций, близких к жизненным (в семье, школе, обществе).
Структура курса и занятий
Структура курса
Практический курс «Уроки общения» для умственно отсталых школьников представлен шестью разделами, включающими различные темы занятий с этой категорией лиц, как в условиях специальных учреждений, так и дома, а также в малых группах.
Раздел 1. Общение с внешним миром.
Тема 1. Времена года
Тема 2. Экскурсия в лес.
Тема 3. Мои зеленые друзья
Тема 4. «Мой ласковый и нежный зверь»
Раздел 2. Мои чувства и желания.
Тема 1 . Я – сам
Тема 2. Мой внешний вид
Тема 3. Представляю себе
Тема 4. Мой характер
Тема 5. Мое настроение.
Раздел 3. Образ жизни.
Тема 1. Что я умею
Тема 2. Я и школа
Тема 3. Манера поведения
Тема 4. Я вежлив и внимателен
Тема 5. Спасибо и извините
Тема 6. Путешествие по стране добра и зла
Тема 7. Дурные привычки.
Раздел 4. Общение с друзьями.
Тема 1. Приветствуем друг друга
Тема 2. Мои друзья
Тема 3. Дружба мальчиков и девочек
Тема 4. Уроки улыбки
Тема 5. День рождения
Раздел 5. Общение со взрослыми.
Тема 1. Общение со взрослыми
Тема 2. Про меня и мою семью
Тема 3. Поговорим о профессиях
Тема 4. Не всем людям можно доверять
Тема 5. Я заблудился
Раздел 6. Культура общения (этикет).
Тема 1. Поведение во время разговора
Тема 2. За столом
Тема3. Разговариваем по телефону
Тема 4. На улице
Тема 5. Идем в театр
Примерная структура занятия
Каждое коррекционно-развивающее занятие включает в себя следующие этапы:
• Разминка: 5—10 мин.
Цель: установление контакта между учащимися и учителем, создание атмосферы доверия, принятия друг друга.
• Содержательный этап: 20—30 мин.
Цель: решение основных педагогических задач по теме занятия.
• Релаксация: 5—10 мин.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
• Подведение итогов: 5 мин.
Цель: получение обратной связи от учащихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретенных знаний, умений и навыков.
Следует узнать, чему ребенок хотел бы научиться, выяснить его потребности, определить его умение вести себя в разных социальных ситуациях. Затем ребенку объясняют, почему так важно уметь правильно вести себя на улице и дома, в школе и в магазине, в парке и в театре.
При планировании занятий можно использовать материалы и из других разделов, поскольку все они взаимосвязаны и имеют главную направленность — формирование навыков вербального и невербального общения в повседневной жизни учащихся с нарушением интеллекта.
|