Целью моей педагогической концепции является достижение благоприятной социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование содержания учебного процесса и обеспечение воспитательной направленности всех видов образовательной деятельности.
Обучение детей с нарушениями интелллекта носит предметно - практический характер и тесно связан как с жизнью и профессионально - трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Задачи преподавания состоят в том, чтобы:
-дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
-через обучение повышать уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
-воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
В своей практике я использую следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках:
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
- Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к учебным предметам по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
На своих уроках решаю главную задачу – активизация и развитие познавательных интересов учащихся в ходе обучения, тем самым добиваюсь овладения учащимися системой доступных знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Стараюсь активизировать учащихся на протяжении всего урока, но не всегда добиваюсь необходимого результата.
В своей работе использую такие виды деятельности, как консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), взаимный контроль. Контрольные работы составляются индивидуально (по уровням).
Результативность деятельности по обеспечению позитивной динамики уровня творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности учащихся оптимальна:
-интеллектуально-психологический комфорт ученика в процессе обучения;
-повышение мотивации ученического коллектива;
-достижение уровня, отвечающего индивидуальным способностям ученика;
-практическое применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях.
Благодаря оптимальному сочетанию методов, средств и форм обучения я получаю устойчивые положительные результаты обучения.
Динамика учебной деятельности учащихся
Учебные годы
|
Чтение и развитие речи
|
Письмо и развитие речи
|
Математика
|
Качество знаний
|
Обученность
|
Качество знаний
|
Обученность
|
Качество знаний
|
Обученность
|
2015-2016 г.г.
|
60%
|
100%
|
80%
|
100%
|
80%
|
100%
|
2016-2017 г.г.
|
75%
|
100%
|
75%
|
100%
|
75%
|
100%
|
|