"Путешествие в страну Детства"
Цель : развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Задачи:
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;
- развитие умения справляться с чувством страха;
- развитие коммуникативных навыков;
- выработка доброжелательного отношения друг к другу;
- знакомство со способами снятия негативных эмоций (злости, гнева);
- развитие способности принимать нестандартные решения и умения творчески мыслить.
Оборудование:
- вывеска “Путешествие в страну Детства”;
- магнитофон и аудиокассеты (музыка для релаксации и детские песни);
- карточки с загадками;
- карта страны Детства;
- карточки с предсказаниями;
- цветные карандаши;
- нарисованная мишень;
- мешочки гнева (мешочки, набитые горохом);
- ромашка “Я радуюсь, когда …”;
Ход занятия:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада всех вас видеть! Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие, сказочное. Я предлагаю вам отправиться в страну Детства. Это очень красивая страна, где нет злых людей, нет драк и ссор, где все дружат и вокруг царит атмосфера мира и согласия, где много улыбок, смеха, игрушек и конфет. Но чтобы попасть в эту прекрасную страну нам нужно пройти долгий и сложный путь, преодолеть все препятствия на нашем пути, научиться бороться со своими недостатками, находить друг в друге самые лучшие качества, научиться быть дружными и сплоченными. Страна Детства находиться далеко и до нее нужно будет добираться на корабле. Путь будет сложный и нам с вами не обойтись без карты. Чтобы получить карту вы должны отгадать загадки.
Примеры загадок про детство.
Черный Ивашка, деревянная рубашка; где пройдет, там след остается. (Карандаш)
В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. (Дневник)
Без языка, без голоса, а все расскажет. (Книга)
Внутри пустой, голос густой, дробь отбивает – ребят созывает. (Барабан)
Упадет – не плачет; ножек нет, а скачет. (Мяч)
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешки)
Молодцы, ребята! Теперь карта наша!
Вы хотите узнать какое качество характера поможет вам выиграть и добраться до страны Детства? Пусть каждый из вас и вытащит из волшебной коробочки предсказание, и пусть оно поможет вам добраться до волшебной страны.
Назовите качества характера.
На карточках написаны положительные черты характера детей. Карточки остаются у ребят до конца игры).
Релаксация.
А теперь давайте попробуем пофантазировать и представить себе корабль, на котором мы отправимся в путешествие.
( Играет релаксационная музыка “Прибой у скал”, читается текст на релаксацию).
Корабль, на котором я плыву (релаксационный текст).
Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое покажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте. Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул вашего тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично. По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха. Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка. Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает. Все ваше тело наслаждается полным покоем. Напряжение спадает, уходит. Усталость улетучивается, вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности.
А теперь представьте, что вы идете по дороге и вот уже слышите шум моря – волны накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира – вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливее, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием. Знайте, что любой из этих кораблей может стать вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится и отвечает вашим потребностям.
Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Представьте, каково название вашего корабля. Взойдите на корабль. Осмотрите его изнутри. Загляните в каюты и в рубку. Поднимитесь на капитанский мостик. Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт. Все дальше и дальше берег. Вот уже скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту.
А сейчас я сосчитаю до пяти, и на счет пять вы откроете глазки, и мы продолжим наше путешествие уже здесь в реальности. 1….. 2…..3…..4…..5. Открываем глаза. Вы хорошо отдохнули, спокойны, полны энергии. Вы в море на своем корабле и вы уже сами выбрали свой путь в этом безбрежном морском пространстве.
Ну а теперь давайте посмотрим на нашу карту, на цель нашего путешествия. Итак, чтобы попасть в страну Детства, нам нужно пройти долгий путь. На пути нам будут встречаться разные острова, мы будем знакомиться с их обитателями.
Остров Фантазий.
Играет песня “Где водятся волшебники”(авторы: М.Минков- Ю.Энтин)
Итак, ребята, первый остров на нашем пути – остров Фантазий. А как вы считаете ложь и обман - это одно и тоже? (Дети вызываются на дискуссию о лжи и фантазии и приходят к общему выводу).
Вывод: ложь обычно используется в корыстных целях и может приносить вред окружающим. Ей не надо учиться. А вот фантазии бескорыстны, не вредят никому, они способны позабавить людей, развлечь их, а также развивают творческое воображение. Поэтому полезно учиться фантазировать.
Давайте мы с вами попробуем по фантазировать.
Упражнение “Придумай рисунок”.
Каждому ребенку дают чистый лист. Нужно придумать рисунок, состоящий из трех фигур: круга, треугольника и квадрата. На доске вывешивается лист с этими фигурами.
Остров Гнева.
Играет “Песня пирата” (авторы: Г.Гладков-Ю. Энтин)
Далее по курсу мы приближаемся к острову Гнева и Злости. Сейчас мы попробуем с вами поговорить о гневе и злости, что нас с вами злит и раздражает.
Упражнение “Шкала гнева”.
На доске вывешивается мишень. Мешочки с горохом ударяются об нее и отскакивают с силой, пропорциональной силе броска.
В начале упражнения детям объясняется, что раздражение – это слабая степень злости, и не очень сильно бросаю мешочек по мишени. Затем предлагается сделать то же самое каждому ребенку: прошу подумать и высказать что-нибудь, что тебя раздражает (он говорит: “Я разозлился, когда…” - и бросает мешочек по мишени). Так делает каждый ребенок. Затем можно обсудить, что ощущает ребенок в момент раздражения, чтобы он мог, как можно раньше идентифицировать это чувство.
Остров Радости.
Играет песня “От улыбки” (авторы: В.Шаинский-М. Пляцковский)
И последний остров на пути к стране Детства – остров Радости. Жители этого острова хотят сказать нам, что если мы будем делать людям добро, обязательно нас ждет счастье и радость и предлагают нам сделать ромашку с названием «Я радуюсь, когда…»
Упражнение “Я радуюсь, когда…”.
На доске вывешивается сердцевина цветка с надписью “Я радуюсь, когда…”. Каждому ребенку дается лепесток, где он должен написать окончание этого предложения. После этого лепесток прикрепляют к сердцевине.
Играет песня “Дорогою добра” (авторы: М.Минков-Ю. Энтин)
А теперь ребята, под эту замечательную песенку мы с вами наконец-то добрались до страны Детства. Я надеюсь, что наше путешествие вам понравилось и помогло стать более добрыми, отзывчивыми, научило вас радоваться и фантазировать, научило побеждать свои страхи, обиды и злость. Я желаю вам, когда вы вырастите и станете совсем взрослыми все равно сохранить в себе частичку детства.
( Детям вручаются подарки и почетные грамоты.)
|