Мой сайт
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ "УЧИСЬ УЧИТЬСЯ"
03.12.2017, 19:50

Развивающая программа для начальной школы «Учись учиться»

Все задания, тренировочные упражнения предназначены для развития следующих мыслительных операций:

  1. Анализ — установление сходства и различия между предметами, группой предметов.
  2. Обобщение по классификационному и категориальному признакам.
  3. Обобщение в вертикальной составляющей родовидовых структур.
  4. Установление причинно-следственных закономерностей, использование генетического принципа.

Задачи

  1. Учить различать и понимать объективные классификационные группы, основываясь на внутренних, сущностных, константных характеристиках.
  2. Учить устанавливать и понимать причинно-следственные связи, развивать генетический принцип мышления.
  3. Учить устанавливать родовидовые структуры.
  4. Расширять общую осведомленность, словарный запас.
     

Кому адресована программа

Программа разработана для учащихся первых классов:

  1. имеющих в анамнезе некомпенсированные неврологические осложнения, снижающие общую работоспособность;
  2. педагогически запущенных детей из неблагополучных семей, не способных к обучению в условиях общеобразова­тельной школы;
  3. детей, имеющих отклонения в эмоциональном и личностном развитии;
  4. детей со сниженным уровнем интеллекта;
  5. детей с резкой дисгармоничностью интеллекта и недостаточным развитием вербальных подструктур.
    Однако занятия с одаренными детьми 5,5 и 6 лет также показывают эффективность данной программы.

                                                                                                                                      РУКОВОДСТВО К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

  1. Тема: ПОСУДА

Цель: развитие понимания внутренних константных характеристик данной классификационной группы; рас­ширение словаря; развитие вербальной беглости.

Рекомендация к проведению

  1. Назовите 2 предмета из классификационной группы.
    Например: ложка, сковородка.

Предложите детям продолжить классификационный ряд. Проведите беседу о назначении посуды, о сфере при­менения (можно использовать исторические справки).

  1. Работа в тетрадях. Дети рисуют или записывают на­звания предметов посуды (как можно больше).
  2. Представление работ. Предоставьте детям возмож­ность ознакомиться с работами друг друга. Кто-то из де­тей зачитывает список изображенных предметов.
  1. Тема: МЕБЕЛЬ

Цель: развитие понимания внутренних константных характеристик данной классификационной группы; раз­витие вербальной беглости; расширение словаря.

Рекомендации к проведению

  1. Назовите два предмета из данной классификацион­ной группы.

Например: диван, кровать.

Предложите детям продолжить классификационный ряд. В случае ошибочных ответов (дети часто помеща­ют к предметам мебели части дома, электроприборы, постельное белье) разберите сущностные характеристики разных групп, установите различия в размере, весе, спо­собе использования, мобильности — статичности пред­метов.

  1. Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать или написать названия предметов мебели (как можно больше).
  2. Представление работ. Можно разложить работы в виде выставки и распределить по рубрикам «Самая по­дробная работа», «Самая яркая, красочная» и др.

3. Тема: ПОСТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЕ

Цель: развитие понимания внутренних константных характеристик данной классификационной группы; раз­витие вербальной беглости.

Рекомендации к проведению

  1. Предложите детям речевые задания:
    «Продолжи ряд»,
     «Назови одним словом», «Назови лишний предмет» (по предыдущим темам).

Например: стол, стул, кровать, подушка, кресло.

  1. Назовите два предмета из данной классификацион­ной группы. Например: покрывало, простыня. Предло­жите детям продолжить классификационный ряд. Про­ведите беседу о назначении постельного белья, сфере применения (соединение с вопросами гигиены).

В этом занятии следует подробно установить различия двух классификационных групп — мебели и постельного белья.

  1. Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать, на­писать названия на заданную тему (как можно больше).
  2. Представление работ. Можно провести в виде сорев­нования — «Кто больше всего нарисовал?».
  1. Тема: ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ

Цель: развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы; раз­витие вербальной беглости.

Рекомендации к проведению

  1. Предложите детям речевые задания:
    «Продолжи ряд»,
     «Назови одним словом», «Назови лишний предмет» (по предыдущим темам).

Например:

  • шкаф, диван,
  • кастрюля, тарелка,
  • подушка, одеяло, диван.
  1. Назовите два предмета из классификационной груп­пы. Например: телевизор, магнитофон. Предложите де­тям продолжить классификационный ряд. Проведите беседу о назначении электроприборов, принципе работы (может работать посредством включения в розетку, ис­точник работы — электрический ток).

На этом занятии следует проанализировать различия и сходства между предметами мебели и электроприборами, акцентировать внимание на понятиях «бытовая техника» и «электроприборы». Можно продолжить беседу в аспек­те безопасности для жизни ребенка.

  1. Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать, на­писать названия электроприборов (как можно больше).
  2. Представление работ. Можно на доске составить с детьми общий список слов, относящихся к этой класси­фикационной группе, и выделить новые слова.
  1. Тема: ДОМ. ЧАСТИ ДОМА

Цель: развитие понимания сущностных константных характеристик данной классификационной группы; раз­витие вербальной беглости; расширение словаря; зна­комство с алгоритмом «часть — целое».

Рекомендации к проведению

  1. Предложите детям речевые задания:
    «Продолжи ряд»,
     «Назови одним словом», «Назови лишнее слово» (по предыдущим темам).

2) Назовите два предмета из классификационной группы. Например: дверь, окно. Предложите детям про­должить классификационный ряд. Проведите беседу о назначении дома, о том, как появляются дома (можно рассказать о строительных профессиях), о частях дома.
Здесь следует акцентировать внимание учащихся на сходствах и различиях между предметами мебели и час­тями дома, частями дома и строительными материалами.
Такой анализ предоставляет детям возможность понять цепочку «Что из чего состоит?». Дом — части дома — строительные материалы.

  1. Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать: — дом (и указать части дома);

- строительные материалы: кирпич, стекло, дерево, бетон, металл и др.

4) Представление работ. Можно провести по рубрикам «Кто не запутался?», «У кого больше всего?».

6. Тема: ОДЕЖДА- ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Цель: развитие понимания внутренних сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие способности устанавливать родови­довые структуры, устанавливать и понимать причинно-следственные связи; развитие вербальной беглости; рас­ширение словаря.

Рекомендации к проведению.

  1. Предложите детям речевые задания:
    «Продолжи ряд»,
     «Назови одним словом», «Назови лишнее слово», «Продолжи предложение».

Например: «В доме будет темно, если...», «Музыка за­молчала, потому что...».

Если дети ошибаются в установлении причинно-след­ственных связей, указанных в предложениях, следует вернуться к анализу изученных тем.

  1. Проведите с детьми беседу о том, что помогает чело­веку сохранить здоровье. Из множества ответов выбери­те те, в которых дети указывают о необходимости тепло одеваться, одеваться по сезону. Таким образом, дети сами придут к выводу о назначении одежды. Предложите на­звать предметы одежды. В ходе ответов детей дифферен­цируйте группы «одежда», «обувь», «головные уборы».
    Расскажите детям об этих классификационных группах, возможно, они сами смогут объяснить, почему «одежду», «обувь», «головные уборы» называют именно так. Помо­гите детям установить различия и сходства между пред­метами данных классификационных групп.

Подведите детей к мысли: то, что мы надеваем, делится на виды по сезонам: весна, лето, осень, зима.

  1. Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать пред­меты одежды, обуви, головные уборы (можно по выбору).
  2. Представление работ. После оглашения списка нари­сованных предметов можно провести игровое упражне­ние «Что надето?». Условие: назвать как можно больше предметов изучаемой классификационной группы у од­ноклассника.

7. Тема: ИГРУШКИ. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Цель: развитие понимания внутренних сущностных кон­стантных характеристик данной классификационной груп­пы; развитие вербальной беглости; расширение словаря.

Рекомендации к проведению

  1. Предложите детям речевые задания:
    «Продолжи ряд»,
     «Назови одним словом», «Назови лишнее слово». Упражнение «Продолжи предложение»: «Если завтра пойдет дождь, то...», «На улице очень жарко, поэтому...».
  2. Проведите беседу об изменениях, произошедших с детьми в связи с их поступлением в 1-й класс. Чем от­личается их жизнь сейчас от жизни дошкольника? Под­ведите детей к мысли о появлении нового для них вида
    деятельности — учебы.

Обсудите с детьми, что необходимо для учебы школь­ника. Поощряйте любые ответы. Выберите те, в которых звучали названия учебных принадлежностей. Затем по­просите детей назвать свои любимые игрушки. Составь­те список игрушек.

Установите назначение предметов классификационных групп.

  1. Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать навесь лист А4 портфель и корзину и поместить в эти пред­меты все, что подходит.

4) Представление работ. После окончания работы устройте выставку. Дайте детям возможность обменять­ся мнениями о работе друг друга. Спросите, продолжают ли дети играть, берут ли они в школу любимые игрушки, много ли играют на улице.

8. Тема: ТРАНСПОРТ

Цель: развитие понимания внутренних сущностных ха­рактеристик данной классификационной группы; разви­тие способности устанавливать родовидовые структуры; устанавливать и понимать причинно-следственные связи; развитие вербальной беглости; расширение словаря.

Рекомендации к проведению

  1. Предложите детям речевые упражнения:
    «Продолжи ряд»,
     «Назови одним словом», «Найди лишнее слово», упражнение «Продолжи предложение».
  2. Проведите беседу о путешествиях, поездках к род­ным, на дачу, в лес, на речку. Подведите детей к мысли о необходимости и назначении транспорта (можно ис­пользовать исторические рассказы). Составьте с детьми список всех видов транспорта, установите с ними разли­чия по видам передвижения: по воздуху, по воде, по зем­ле — и по типу перевозки: грузовой — перевозит грузы,
    пассажирский — перевозит людей.
  3. Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать в тетрадях как можно больше видов транспорта по выбору.
    Следует учесть желание детей рисовать по выбору, од­нако необходимо акцентировать их внимание на работе только одного вида.
  4. Представление работ. После окончания работы пре­доставьте детям возможность ознакомиться со всеми ра­ботами и обсудите точность выполнения задания.

9. Тема: ПРИДУМАНО И СДЕЛАНО ЧЕЛОВЕКОМ

Цель: развитие способности устанавливать вертикаль­ные родовидовые структуры; развитие операций анали­за и классификационных и категориальных обобщений; развитие генетического принципа мышления.

Рекомендации к проведению

1) Попросите детей назвать предметы, сделанные ру­ками человека. Поощряйте любые ответы. Подведите их к мысли, что все названные ими предметы дети изучали на занятиях. Составьте вместе с детьми список названий групп предметов (слова-обобщения). Попросите подоб­рать предметы каждой классификационной группы.

Обсудите, какие предметы появились у человека недав­но (бытовая техника) и какие были созданы человеком давно (посуда, мебель, одежда) и, может быть, устарели (патефон, проигрыватель, керосиновая лампа). Акцен­тируйте внимание детей на предназначении предметов, созданных человеком.

2) Попросите детей обсудить между собой, что они знают теперь по сравнению с началом занятий по про­грамме. Обсудите с детьми, стала ли успешнее их уче­ба, где пригодились им знания, полученные на заня­тиях.

10. Тема: МИР РАСТЕНИЙ

Цель: развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы; раз­витие способности устанавливать вертикальные родо­видовые структуры; развитие генетического принципа мышления.

Рекомендации к проведению

  1. Попросите детей назвать все, что относится к живой природе. Составьте список ответов на доске. Установите с детьми сходства и различия живого и неживого. Подве­дите к мысли о том, что все живое можно разделить на две группы — растительный и животный мир. Попросите детей уточнить все, что они знают о растительном мире, и составьте список названий растений — это и станет те­мами ближайших занятий.
  2. Предложите детям назвать все известные им дере­вья. Установите сходства и различия между разными деревьями. Можно предложить детям составить сим­волы разных видов деревьев: листочек — лиственное, иголки — хвойное; плоды — плодовое. Проведите уп­ражнение — вы или ребенок произносят название де­рева, остальные показывают символ.
  3. Предложите детям нарисовать любое дерево. По­просите указать части дерева. Предоставьте возможность познакомиться со всеми работами.

11. Тема: КУСТАРНИКИ. ТРАВЫ

Цель: развитие понимания внутренних сущностных ха­рактеристик данной классификационной группы; развитие способности устанавливать вертикальные родовидовые структуры; развитие генетического принципа мышления.

Рекомендации к проведению

  1. Проведите с детьми речевые упражнения:
    «Продолжи ряд» (из материала занятия «Деревья»),
    «Найди лишнее слово»,

«Закончи предложение». Например:

  • В пустыне не растут деревья, потому что...
  • Дерево может погибнуть, если...
  1. Попросите детей нарисовать кустарник. Найдите с детьми сходства и различия с деревом. Составьте список на­званий кустарников на доске. Попросите детей нарисовать любое травянистое растение. Найдите сходства и различия с кустарником и деревом. Составьте список названий тра­вянистых растений на доске. Обсудите с детьми значение растений для жизнедеятельности человека и животных, рассмотрите вопросы экологии. Расскажите о лечебных свойствах растений.
  2. Предложите детям создать значок, призывающий людей беречь и охранять растения. Хвалите за любую по­пытку выполнения задания.
Категория: Мои файлы | Добавил: jonnysa
Просмотров: 349 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Воскресенье, 28.04.2024, 22:44
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [13]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz