Программа тренинговых занятий для детей с интеллектуальной недостаточностью
«Волшебный сон»
Программа трениноговых занятий разработана с целью развития коммуникативных навыков у детей с различной степенью выраженности интеллектуального дефекта, а также для коррекции эмоционально-волевой сферы.
Во время проведения занятий создаются ситуации, стимулирующие активность детей и побуждающие их к общению друг с другом и с окружающими людьми.
В ходе занятий вырабатываются навыки:
- Поведения в процессе общения;
- Доброжелательного общения (со знакомыми и незнакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими);
- Понимание значения вербальных и невербальных обращений и правильного их использования;
- Умения вести диалог, установить контакт;
- Самостоятельности в деловых, повседневных и праздничных ситуациях.
Цель занятий – повысить самостоятельность умственно отсталых детей и расширить возможности их общения в современном обществе.
Темы занятий взяты из повседневной жизни. Педагоги и родители должны стремиться сделать предметом обучения именно те вещи, ситуации и отношения, которые для конкретного ребенка актуальны в данной жизненной ситуации. Развитие умения вести себя в обществе способствует интеграции детей в это общество.
Построение программы
Данный тренинг состоит из 30 встреч. Каждая встреча рассчитана на 30-40 минут в зависимости от эмоционального состояния и физического самочувствия участников. Продолжительность занятий может быть увеличена и уменьшена по желанию ведущего в зависимости от перечисленных выше факторов.
Некоторые упражнения выполняются на каждой встрече, что становится своеобразным ритуалом группы, способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу, благоприятный психологический климат. Каждое занятие посвящается какой – нибудь одной теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщенных на одном занятии, ограничено, чтобы дети могли их запомнить.
Содержание программы.
Занятие 1. Мы все – люди.
Цель: формирование и развитие у ребенка представлений о самом себе как о человеке; установление более тесных взаимоотношений между усатниками тренинга; формирование навыков рассказывать о себе и знакомиться; развитие мелкой моторики, координации.
Занятие 2. Мое тело.
Цель: закрепление знаний о своем теле; формирование и закрепление представлений о гендерных различиях.
Занятие 3. Повторение.
Цель: закрепление пройденного на предыдущих занятиях; формирование целенаправленности действий, навыков самоконтроля; создание положительного эмоционального фона.
Занятие 4. Я и ты.
Цель: формирование и закрепление знаний о самих себе и окружающих людях; развитие мелкой моторики, координации; закрепление представлений о гендерных особенностях людей; сплочение коллектива.
Занятие 5. Транспорт.
Цель: познакомить детей с различными видами транспорта (автобус, троллейбус, автомобиль, трамвай); обучить элементарным правилам дорожного движения; создать ситуации, приближенные к реальности, для реализации полученных навыков.
Занятие 6. Транспорт. (продолжение)
Занятие 7. Магазин.
Цель: обучение навыкам самостоятельного посещения магазина, формирование и закрепление умения обращаться за помощью, строить диалог, закрепление представлений о себе как о мальчике или девочке.
Занятие 8. Идем в гости.
Цель: формирование навыков поведения в гостях, элементарных норм этикета, умения знакомиться друг с другом, вести себя в обществе.
Занятие 9. Солнышко и туча.
Цель: снижение уровня личностной тревожности и формирование положительной мотивации к занятиям.
Примечание: В связи с тем, что мыслительная деятельность у умственно отсталых детей замедленна и мнемические процессы развиты очень слабо, каждое занятие повторяется столько раз, сколько это необходимо для усвоения материала.
|